КАК И КУДА ПРОРВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ
Переходные ноты являются настоящим минным полем для многих студентов. Нередко дойдя до них, вокалист останавливается, и трагически-приглушённым голосом объявляет: «Всё, дальше не пойду: тут у меня переходные ноты! И вообще я баритон…»
Звучит это примерно, как заявление девушки о том, что у неё «критические дни», которые, собственно, как и переходные ноты не являются болезнью.
Страх переходных нот зародился в академическом вокале, и позже расцвёл пышным цветом абсолютно во всех стилях, на мифах, передаваемых из уст в уста со времён Мануэля Гарсия и его теории о регистрах, если не ещё раньше. И к сожалению, по прошествии времени, данный страх не только не был развеян возникновением вокальной науки, но и ещё больше окреп.
Переходные ноты и по сей день тесто связаны с понятием «вокальных регистров», ведь переходить то надо между чем-то одним и другим.
М.Гарсия писал в своём трактате об искусстве пения: «Под словом «регистр» мы подразумеваем ряд последовательных и однородных звуков от низкого до высокого, производимых одним и тем же механическим принципом, и природа которых существенно отличается от другой серии столь же последовательных и однородных звуков, производимых другим механическим принципом. Следовательно, все звуки, принадлежащие к одному и тому же регистру, имеют одну и ту же природу, каковы бы ни были изменения окраски и силы, которым они подвергаются».
Современная акустическая физика и фониатрия установили, что вокальные регистры, на самом деле — это явления исключительно гортанной природы, состоящие из ряда или диапазона последовательных частот, воспроизводимых с идентичными фонаторными качествами (или тембром), идентифицируемыми посредством перцептивных, акустических, физиологических и аэродинамических измерений.
Наверняка вы и сами замечали, насколько красноречиво может выражаться преподаватель по вокалу, прося вас произвести тот или иной звук: «Не переходи в фальцетный регистр», «Спой грудным голосом наверху, не уходи в голову!», «Сделай мне субтон, нет не фальцет, и не микст, а субтон.», «Спой головным голосом, но плотно, на груди, не воздушно.», «Не пой открытым звуком, прикрой на высоких нотах.» и т.п.
Ну и, конечно, классическое: «Мы должны «сгладить» регистры и убрать переходные ноты!»
На самом деле в данном дремучем лесу можно довольно быстро найти просвет, если перестать думать о названиях, а попробовать всё свести к простейшей логике, которая кроме всего прочего, ещё и является научной истиной, давно подтверждённой многочисленными международными исследованиями.
В производстве любого звука всегда присутствуют три компонента: воздух (естественно, куда же без него), голосовые связки (или складки) и вокальный тракт, через который проходит звуковая волна, приобретая характеристики конечного звука.
Таким образом на «ряд последовательных и однородных звуков от низкого до высокого» влияют все три составляющие:
· количество выдуваемого воздуха
· смыкание голосовых связок
· положение тех структур, которые находятся в вокальном тракте и с которыми встречается звуковая волна
Более того, данные составляющие сами могут влиять друг на друга.
Благодаря комплексным исследованиям, позволяющим, как увидеть воочию голосовые связки и их смыкание, измерить фазу смыкания и режим их вибрации, так и выявить активность тех или иных вокальных мышц, отвечающих за разнообразие таковых режимов, понятие регистров было заменено на более корректное, которым сейчас пользуется современная фониатрия- МЕХАНИЗМ.
Механизм (приспособление или устройство, приводящее что-то в движение) в отличие от регистра (степень высоты голоса), имеющего тесную связь с высотностью (высокий, средний, низкий), наиболее корректно отражает суть явления: на разной высоте ВОЗМОЖНО (даже если с некоторыми исключениями) использовать один и тот же тип смыкания.
Более того, исследования в области экстремальных вокальностей выявили и другие, дополнительные, механизмы смыкания. Пока данные исследования находятся на стадии наблюдения и гипотезы, то есть не закончены. Однако уже то, что удалось пронаблюдать очень обнадёживает.
Важно из всего перечисленного, конечно же, не количество механизмов смыкания и их названий, а тот факт, что любой обученный вокалист способен продемонстрировать на одной и той же высоте разный способ (механизм) звукоизвлечения, то есть разное смыкание, даже если и не все перечисленные.
Так, на любой средней или низкой ноте возможно воспроизвести, как толстое смыкание, так и тонкое, равно как и его дополнительный вариант жёсткое смыкание или звук с прохождением воздуха.
А также создать нерегулярную вибрацию голосовых связок и получить vocal fry, правда у данного звука не будет основного тона, то есть высоты.
На высоких нотах возможности смыкания несколько иные, не благоприятствующие созданию толстого смыкания, что, однако не означает, что это невозможно. В данном случае на помощь приходит третья составляющая звука: вокальный тракт, который способен ввести ваши уши в такие заблуждения, о которых вы даже и не подозреваете.
На самом деле вокальный тракт и структуры, его составляющие, то есть находящиеся выше голосовых связок, влияют на звук любой высоты и даже таковой не имеющий: звук разговорного голоса, шум (например, шёпот или vocal fry).
Вокальный тракт — это не просто труба, а такой волшебный «мундштук» с подвижными «вставками» из отдельных хрящей гортани и её собственной способностью к передвижению; ложных связок, надгортанника, языка и ещё много чего, что позволяет ему менять свою форму в зависимости от желания обладателя данного мундштука. Естественно, структуры не приклеены внутри клеем «Момент», ими управляют скелетные мышцы, которыми, к счастью, может управлять носитель вокального тракта.
Смыкание голосовых связок создаёт лишь основной, примарный тон голоса, тембр же формируется благодаря вокальному тракту и его структурам.
Именно поэтому то, что не способен сделать один источник звука- голосовые связки, можно осуществить вдвоём с таким компаньоном, как вокальный тракт.
Не может толстое смыкание залезть на верхние ноты, такие структуры вокального тракта, как перстневидный хрящ и черпалонадгортанный сфинктер придут на помощь и помогут голосовым связкам стать ещё толще и произвести бэлтинг или же тонкому смыканию звучать так, как будто это всё ещё толстое, создав твэнг.
Но и это ещё не всё! Именно благодаря структурам вокального тракта мы получаем такое огромное количество звуков и креативных названий, типа субтона, микста, открытого, закрытого, плоского, круглого, твёрдого, жидкого и даже газообразного. 😂
Потому что толстое смыкание с наклоном щитовидного хряща будет звучать иначе, чем без него, а звук с воздухом и низкой гортанью будет звучать иначе чем со средней и высокой и так далее. Вариантов в калейдоскопе может быть огромное количество, благо структур в вокальном тракте немало, и каждая из них может совершать целый ряд разнообразных движений.
И это именно то, что принято называть резонансом. И именно благодаря этому волшебному строению вокального аппарата, отличающему человека от других музыкальных инструментов,
вокалист не ограничен никакими регистрами!
Правда, есть другие ограничения — это привычки, связанные с той средой, в которой мы выросли, с тем стилем, который практиковали, и теми вокальными занятиями, которые посещали.
Так, в зависимости от того, какие вкусы сформировались в обществе, в частности, в вашей семье, где вы росли, как вас учили, и что вы поёте (современную музыку или академическую) переход из нижнего «регистра» в более высокий или же смена механизма (уж давайте уходить от языка неандертальцев) будет происходить по-разному.
То же самое относится и к смене тембра голоса при подъёме или к отсутствию такой смены.
Физиология подъёма на высокие ноты абсолютно одинакова для всех:
· смена механизма смыкания, в связи с удлинением и утончением голосовых связок;
· ускорение вибрации голосовых связок для создания более высоких частот;
· движение гортани вверх, благоприятствующее созданию данных частот, путём уменьшения длины «инструмента» или «трубки», через которую проходит звук.
Далее, в зависимости от сложившихся привычек и поставленной цели, вы можете влиять на первый и третий пункты при помощи изменений, происходящих выше голосовых связок в вокальном тракте.
На второй пункт нет, так как ускорение вибрации голосовых связок соответствует созданию звука определённой высоты.
Если в академическом вокале приветствуется однородность звука, независимо от высоты ноты, то есть определённый «оперный тембр», то в современном вокале всё как раз наоборот: чем больше разнообразия звуков, тем лучше.
Соответственно и переход (или смена механизма) будут разными.
Так, оперный вокалист, поднимаясь на высокие ноты, неизменно уйдёт в тонкое смыкание, сделав переход незаметным при помощи адаптации структур, находящихся выше голосовых связок.
У современного вокалиста возможностей больше, он может, как придерживаться отчасти «оперной стратегии» (школа советской эстрады), так и не делать этого, уйдя в целое разнообразие звуков от belt до разных «микстов» на тонком смыкании, с эффектом йодль или без него, с добавлением экстремальных эффектов или без них.
Как видите, переход переходу рознь, и не стоит этого бояться.
Равно как и не стоит бояться того, что вне зависимости от стратегии перехода на высокие ноты, вы сами всегда будете его чувствовать, так как он сопровождается перечисленными выше факторами: растяжением голосовых связок, изменением режима их работы и изменением высоты гортани, которая в любом случае идёт вверх для того, чтобы создать необходимое пространство для более высокой частоты. Далее, в зависимости от стиля и желания, вы можете чуть повысить или понизить её относительно высокой ноты, но её положение никогда не будет таким, как на низкой.
Всем этим управляют мышцы гортани: внутренние и внешние, а мышцы мы не можем не чувствовать, иначе наше тело потеряет контроль. Попробуйте поднять руку и сгладить движение так, чтоб его не почувствовать…
Всё это создаёт определённые ощущения внутри гортани вокалиста: сильное неудобство у необученных голосов или слабое чувство «переключения»- у профессионалов. Да и какая разница, если это чувствуете только вы, а со стороны этого не слышно?
Сгладить переход невозможно, это не колдобина на дороге и не мятые штаны, но можно сделать так, что никто этого перехода не услышит.
Так что пробуйте, экспериментируйте переходить по-разному, так как тот, кто не пробует- никогда не научится.
Тот, кто учит иностранный язык и боится на нём говорить- никогда не преодолеет языковой барьер и не разовьёт свой словарный запас.
Тот, кто боится перехода и поёт в узко ограниченном диапазоне, никогда не узнает, на что он способен за его пределами!
(Полную версию статьи, в том числе со ссылками на исследования, вы найдёте очень скоро на нашем новом сайте и в новом проекте. 😉)